Выворотность тазобедренного сустава

Полезная информация в статье: "Выворотность тазобедренного сустава" написанная на основе компетентных источников.

Тазобедренный сустав

Тазобедренный сустав, art. coxae, образован со стороны тазовой кости полушаровидной вертлужной впадиной, acetabulum, точнее ее facies lunata, в которую входит головка бедренной кости. По всему краю вертлужной впадины проходит волокнисто-хрящевой ободок, labium acetabulare, делающий впадину еще более глубокой, так что вместе с ободком глубина ее превосходит половину шара. Ободок этот над incisura acetabuli перекидывается в виде мостика, образуя lig. transversum acetabuli.

Вертлужная впадина покрыта гиалиновым суставным хрящом только на протяжении facies lunata, a fossa acetabuli занята рыхлой жировой тканью и основанием связки головки бедренной кости. Суставная поверхность сочленяющейся с acetabulum бедренной головки в общем равняется двум третям шара. Она покрыта гиалиновым хрящом, за исключением fovea capitis, где прикрепляется связка головки. Суставная капсула тазобедренного сустава прикрепляется по всей окружности вертлужной впадины.

Прикрепление суставной капсулы на бедре спереди идет по всему протяжению linea intertrochanterica, а сзади проходит по бедренной шейке параллельно crista intertrochanterica, отступя от него в медиальную сторону.

Благодаря описанному расположению линии прикрепления капсулы на бедренной кости большая часть шейки оказывается лежащей в полости сустава. Тазобедренный сустав имеет еще две внутрисуставные связки: упомянутую lig. transversum acetabuli и связку головки, lig. capitis femoris, которая своим основанием начинается от краев вырезки вертлужной впадины и от lig. transversum acetabuli; верхушкой своей она прикрепляется к fovea capitis femoris. Связка головки покрыта синовиальной оболочкой, которая поднимается на нее со дна вертлужной впадины.

Она является эластической прокладкой, смягчающей толчки, испытываемые суставом, а также служит для проведения сосудов в головку бедренной кости. Поэтому при сохранении этой оболочки во время переломов шейки бедренной кости головка не омертвевает.

Тазобедренный сустав относится к шаровидным сочленениям ограниченного типа (чашеобразный сустав), а потому допускает движения, хотя и не столь обширные, как в свободном шаровидном суставе, вокруг трех главных осей: фронтальной, сагиттальной и вертикальной. Возможно также и круговое движение, circumductio.

Вокруг фронтальной оси происходит сгибание нижней конечности и разгибание. Самое большое из этих двух движений — это сгибание благодаря отсутствию натяжения фиброзной капсулы, которая сзади не имеет прикрепления к бедренной шейке. При согнутом колене оно больше всего (118 — 121°), так что нижняя конечность при максимальном своем сгибании может быть прижата к животу; при разогнутой в колене конечности движение меньше (84 — 87°), так как его тормозит натяжение мышц на задней стороне бедра, которые при согнутом колене бывают расслабленными.

Разгибание предварительно перед тем согнутой ноги происходит до вертикального положения. Дальнейшее движение кзади очень невелико (около 19°), так как оно тормозится натягивающейся lig. iliofemorale; когда, несмотря на это, мы разгибаем ногу еще дальше, это происходит за счет сгибания в тазобедренном суставе другой стороны. Вокруг сагиттальной оси совершается отведение ноги (или ног, когда они разводятся одновременно в латеральную сторону) и обратное движение (приведение), когда нога приближается к средней линии. Отведение возможно до 70 — 75°. Вокруг вертикальной оси происходит вращение нижней конечности внутрь и наружу, которое по своему объему равняется 90°.

Соответственно трем основным осям вращения располагаются наружные связки сустава: три продольные (ligg. iliofemorale, pubofemoral et ischio-femorale) — перпендикулярно горизонтальным осям (фронтальной и сагиттальной) и круговая (zona orbicularis), перпендикулярная вертикальной оси.

1. Lig. iliofemorale расположена на передней стороне сустава. Верхушкой она прикрепляется к spina iliaca anterior inferior, а расширенным основанием — к linea intertrochanterica. Она тормозит разгибание и препятствует падению тела назад при прямохождении. Этим объясняется наибольшее развитие данной связки у человека, она становится самой мощной из всех связок человеческого тела, выдерживая груз в 300 кг.

2. Lig. pubofemorale находится на медиально-нижней стороне сустава, протягиваясь от лобковой кости к малому вертелу, и вплетаясь в капсулу. Она задерживает отведение и тормозит вращение кнаружи.

3. Lig. ischiofemorale начинается сзади сустава от края acetabulum в области седалищной кости, идет ла-терально над шейкой бедра и, вплетаясь в капсулу, оканчивается у переднего края большого вертела. Она задерживает вращение бедра кнутри и вместе с латеральной частью ligamentum iliofemorale тормозит приведение.

4. Zona orbicularis имеет вид круговых волокон, которые заложены в глубоких слоях суставной капсулы под описанными продольными связками и охватывают в виде петли шейку бедра, прирастая вверху к кости под spina iliaca anterior inferior. Круговое расположение zona orbicularis соответствует вращательным движениям бедра.

Нужно заметить, что у живого человека связки не доходят до своего предельного натяжения, так как торможение в известной мере достигается напряжением мышц в окружности сустава.

Обилие связок, большая кривизна и конгруентность суставных поверхностей тазобедренного сустава в сравнении с плечевым делают этот сустав более ограниченным в своих движениях, чем плечевой, что связано с функцией нижней конечности, требующей большей устойчивости в этом суставе. Это ограничение и прочность сустава являются причиной и более редких, чем в плечевом суставе, вывихов.

Тазобедренный сустав получает артериальную кровь из rete articulare, образованной ветвями a. circumflexa femoris medialis et lateralis (из a. profunda femoris) и a. obuturatoria. От последней отходит г. acetabulars, которая направляется через lig. capitis femoris к головке бедренной кости. Венозный отток происходит в глубокие вены бедра и таза — v. profunda femoris, v. femoralis, v. iliaca interna. Отток лимфы осуществляется по глубоким лимфатическим сосудам к nodi limphatici inguinales profundi. Капсула сустава иннервируется из nn. obturatonus, femoralis et ischiadicus.

Фронтальный срез женского таза, Т1-взвешенное изображение (магнитно-резонансная томография):
1 — внутренняя подвздошная артерия; 2 — тело матки; 3 — яичник;
4 — тело позвонка; 5 — большая поясничная мышца; 6 — маточная груба; 7 — вертлужная впадина;
8- головка бедренной кости; 9 — большой вертел бедренной кости; 10 — прямая кишка; 11 — седалищная кость.

Источник: http://meduniver.com/Medical/Anatom/72.html

Выворотность тазобедренного сустава

Такая проблемма — помимо станка стала ходить на растяжку, наивно надеясь что это даст мне встать в столь желанную первую позицию.

Тренер — мастер спорта по худ. гимнастике, нагрузка будь здоров.

По первости было ничего, в основном болели связки с обратной стороны колена. А теперь они подрастянулись и стали очень болеть бедра. После «лягушек» и попыток развести ноги на поперечный шпагат с помощью партнера.

Читайте так же:  Узи суставов и конечностей

В связи с этим вопрос — а есть ли какой то предел верхней выворотности? Вдруг я «завернутая»? Как это узнать? Ведь тогда, получается, я ломаю себе ноги.

И насколько сильно должно (или не должно) болеть? Ощущение как будто ногу хорошенько так покрутили в бедре. Ноет. Связки с обратной стороны колена так же — ощущения как во время растяжки. Я любитель, толком незнаю.

Спасибо большое

Вернуться к началу
Гульчатай
Активный участник форума

Зарегистрирован: 28.08.2006
Сообщения: 664
Откуда: Теперь опять Ташкент

Добавлено: Вс Апр 08, 2012 9:42 pm Заголовок сообщения:
Предел выворотности безусловно есть и он обусловлен анатомическим строением костей таза и тазобедренных суставов. Заочно определить, конечно, нельзя. Обратитесь к спецам именно по хореографии. Гимнасты, как правило, с этим фанатично «борются», впрочем безуспешно. Особенно если «клиенту» уже достаточно годков. Кстати, может первая позиция Вам не даётся по какой другой причине?
Вернуться к началу
Виктор Сергеевич
Участник форума

Зарегистрирован: 14.01.2011
Сообщения: 113

Добавлено: Вс Апр 08, 2012 10:10 pm Заголовок сообщения:
Если вертлужная впадина плоская, неглубокая, то верхняя выворотность есть. Ещё имеет значение строение таза при котором впадины находятся в более заднем положении. Выворотность увеличивает диапазон движений тазобедренного сустава. Попробуйте поднять ногу в сторону завёрнуто, т.е. наружной частью бедра вверх, а потом поднимите выворотно, т.е. разверните бедро так, чтобы наружная часть была сзади, а внутренняя часть спереди. Увидите, что нога поднимется гораздо выше без усилий.
Ребёнок с данными легко садится в выворотный продольный шпагат за три дня. Проверяются эти данные разведением ног в положении лёжа на спине в форме буквы «п». Когда нет хорошей выворотности в бёдрах, её пытаются компенсировать разворотом коленей и голеней, что физиологически вредно, т.к. нарушается связочный аппарат, заваливается стопа, нарушается постановка спины.
Если вы занимаетесь балетом любительски, то не форсируйте события и не растягивайте связки паха, занимайтесь так, как есть.
Вернуться к началу
audrey
Новичок

Зарегистрирован: 08.04.2012
Сообщения: 21
Откуда: Петербург

Добавлено: Пн Апр 09, 2012 10:57 am Заголовок сообщения:
Спасибо за ответы

А по какой еще причине может не даваться первая позиция? Выворотность — она какая есть сразу видна, развить ее нельзя? То есть не так «можно сделать получше, поделать упражнения» а «какая есть от природы она и останется, лучше сделать нельзя»

Есть смысл в лягушках или бессмысленно?

Вернуться к началу
Alica
Активный участник форума

Зарегистрирован: 18.04.2008
Сообщения: 408

Добавлено: Пн Апр 09, 2012 10:18 pm Заголовок сообщения:
Выворотность во взрослом возрасте изменить нельзя, потому это строение костей, а они уже окончательно сформировались. Но, если раньше вы не занимались, у вас также не растянуты связки и мышцы паха, а вот это как раз можно изменить и улучшить. Поэтому все упражнения на поперечный шпагат и лягушки имеют смысл. В результате этих упражнений у вас улучшится и поперечный и лягушки и бедра будут лучше раскрываться. То есть ваша задача — максимально разработать мышцы и связки, чтобы добраться до вашего предела выворотности.
Вернуться к началу
Alica
Активный участник форума

Зарегистрирован: 18.04.2008
Сообщения: 408

Добавлено: Пн Апр 09, 2012 10:24 pm Заголовок сообщения:
А вот еще один интересный вопрос. Есть девочки, у которых в положении «бабочка сидя» колени ложатся на пол легко, без всякого разогрева и внешнего давления. Однако при этом поперечного шпагата нет, причем до пола ну 25 см точно есть. Это значит, что есть выворотность, но недотянуты еще мышцы, необходимые для шпагата или все же выворотности нет.
А есть наоборот: поперечный отличный, с провисом, а колени на полу в бабочке не лежат (если на них надавить, они лягут, конеч., но сами — нет). В каком варианте выворотность лучше: в первом или втором?
Вернуться к началу
LeRenard
Участник форума

Зарегистрирован: 24.01.2007
Сообщения: 230
Откуда: Kiev

Добавлено: Пн Апр 09, 2012 10:54 pm Заголовок сообщения:
Alica писал(а):
Выворотность во взрослом возрасте изменить нельзя, потому это строение костей, а они уже окончательно сформировались.

Да ее и в детском возрасте изменить нельзя))). Это же тип строения тб сустава! Не, ну выломать разве что.
У детей просто проще растянуть паховые связки, наработать нижнюю выворотность, чтобы ребенок мог танцевать выворотно (у меня такая девочка есть, в тб суставе не было выворотности и в 4-5 лет, но к 7-8 потихоньку разработали, танцует выворотнее одноклассницы, лежащей во всех мыслимых и немыслимых лягушко-бабочках))).

Источник: http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?t=4384

Выворотность тазобедренного сустава

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения.

Выворотность ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность — самая «выворотная » выворотность . Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе.

Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность — не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности, так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается.

В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки.

Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения — производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу «модерн».

Читайте так же:  Рекомендации после эндопротезирования тазобедренного сустава

Если в хореографии выворотность воспитывают целенаправленно, то в художественной гимнастике — в основном на уроках той же хореографии. Художественная гимнастика в силу фундаментальной хореографической базы частично выворотна (гимнастические и акробатические элементы в художественной гимнастике выполняются невыворотно), однако спортивная гимнастика, наоборот, практически невыворотна. Прямые (поперечные) шпагаты в спортивной и художественной гимнастике будут разными. При выполнении прямого шпагата в спортивной гимнастике колени направлены вперед, а концы больших пальцев стоп должны тянуться к полу, в то время как в художественной гимнастике и в хореографии колени направлены вверх.

«Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды.

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов).

Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаружите: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как известно, не обладала.

Некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности:

Упражнение 1 (активное).
И.п. — сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

Упражнение 2. «Лягушка» (пассивное).
И.п. — сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.

Упражнение 3. «Лягушка на животе» (активное и пассивное, если с партнером).
И.п. — лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное — если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.

Источник: http://rg4u.clan.su/forum/34-278-1

О балетной выворотности

Выворотность есть основа, на которой построен классический танец. С этим утверждением никто не спорит. Однако у понимания выворотности есть два аспекта. Первый: люди думают о выворотности как о возможности встать в абсолютные балетные позиции ног. Второй: понимание выворотности как усилия.

В терминологии классического танца есть понятия en dehors (движение наружу от опорной ноги) и en dedans (движение во внутрь к опорной ноге). En dehors обозначает также понятие выворотности ног.

Вытянем обе руки вперед перед собой ладонями вниз и, поворачивая их друг к другу, выкрутим руки ладонями вверх. Это и есть выворотность или, если использовать медицинский термин – супинация, то есть усилия, при которых конечности выворачиваются изнутри наружу.

Возможность разворачивать ноги наружу проверяют у детей, поступающих в балетные школы. Экзаменаторы определяют физические пределы выворотности: хватит ли их для точных направлений, правильного поднятия ног и правильной постановки корпуса.

Возможности выворачивания зависят от:

Первые два замечания касаются физических данных. Последнее уточнение, касающееся усилий, и есть тема нашего разговора.

Если человек оказался в балетном классе, то его физические возможности нас уже мало интересуют. Задача педагога — научить прилагать длительные и непрекращающиеся усилия для супинации ног.

Балетное обучение начинается с постановки корпуса. Первое упражнение – изучение позиций ног. Цель – устойчивость.

Устойчивость в той или иной мере отрабатывается на всех танцевальных дисциплинах. На уроках классического танца она подвергается особенно кропотливой отработке, которая начинается с изучения позиций ног; здесь учащимся впервые прививают умения твердо и правильно стоять на выворотных ногах.

Выворотность ног — это обязательное условие исполнительской техники классического танца. Она, как известно, способствует более свободному (в тазобедренной части тела) и пластически завершенному движению ног, увеличивает площадь опоры, следовательно, повышает устойчивость.

Площадь опоры будет более значительной, если выворотные ноги примут положение I позиции. Во II, особенно в IV позиции площадь опоры еще более увеличивается.

Успешно освоить устойчивость помогает твердое соблюдение следующих правил. Ступни ног всегда плотно и равномерно примыкают к поверхности пола. Пальцы ног, как цепкие щупальца, с силой удерживают равновесие, не допуская малейшего его нарушения; пятки плотно, с хорошим эластичным упором примыкают к полу. Следует избегать навала на большой палец, так как он сокращает площадь опоры и снижает устойчивость.

Не менее существенна в развитии устойчивости работа колена и бедра, которые следует удерживать выворотно с эластичным взаимодействием стопы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще более закрепляет неподвижность ног (опорной ноги) выворотное положение бедер. Пестов в своих тетрадях пишет об этом приеме следующее: «Закон устойчивости — в неукоснительном внимании к опорному бедру, в его полной дисциплине, полной неподвижности, абсолютной выворотности».

Достигая пределов супинирования бедра, танцовщица закрепляет трехосный тазобедренный сустав. Нога остается в полной неподвижности по отношению к корпусу. Приемом нацелен на устойчивость и возможность обретения виртуозности.

На уроке педагог может объяснять это так: ягодицы или ягодичные мышцы должны быть сильно прижаты к телу, верх бедер развернут кнаружи. Мой наставник показывал это вставая в I позицию, до предела разгибал коленные суставы, сильно прижимал ягодичные мышцы, своими руками проводил по внешней стороне паха со словами: «вытяни ноги наверху», «вытяни верхние колени, чтобы сохранить нижние», «обычные колени есть у всех, а ты мне вытяни колени танцовщика — это вторые, верхние колени — о них никто теперь не знает».

Читайте так же:  Синдром височно нижнечелюстного сустава лечение

Я попытался рассказать о выворотности, говоря только о постановке корпуса. Далее, разбирая все последующие темы, мы будем неизбежно возвращаться к одной и той же проблеме – как донести до студентов необходимость длительного и усиливающегося супинирования обеих ног.

В заключение упомяну о том, что в XVIII веке в каждом балетном классе стояли специальные машины для разрабатывания выворотности:

Пример плохой выворотности необходим для тех, кто переживает о своих способностях.

Даже по фотографиям догадываюсь, что ученицы Фокина специальными приспособлениями не пользовались. Вот что можно прочитать о Карсавиной и Павловой у Л.Д. Блок:

Карсавина «косолапила» левой ступней (держала ее en dedans) и еще могла бороться со своим недостатком, когда об этом думала.

Недостаток же Павловой был неисправим: обе ступни ее прекрасных, говорящих ног были совершенно невыворотны, направлены внутрь и никаким усилиям не подчинялись. Павлова со свойственной гению смелостью нашла выход: она вовсе перестала стремиться поддерживать ногу в выворотном положении и в арабеске решительно повернула ногу подъемом вниз. Так нашла она линию поразительной красоты, которая и зафиксирована в знаменитом плакате Серова.

Мы слышали от очевидицы урока у Е. П. Соколовой, на котором Павлова впервые решилась встать в свой новый арабеск. Ужас Евгении Павловны не имел предела, но Павлова совершенно сознательно изложила свои доводы: все равно как следует ногу повернуть она не может никакими усилиями, так пусть уж будет хоть такая неправильная, но отчетливая и чистая линия. В конце концов Евгения Павловна с доводами согласилась и уже впредь не протестовала.

Этот недостаток гениальной Павловой имел губительнейшее отражение на танце нашей труппы. Тем более что скептицизм Фокина к принципам классического танца, неостроумная издевка над ними, поддержанная ореолом его таланта, — все это могло только подтолкнуть на ложный и опасный путь. Подражая недостатку Павловой, вся наша труппа затанцевала с небрежной выворотностью, еле-еле соблаговоляя в крайнем случае как следует повернуть ногу, а как общее правило «виляя» кое-как мимо всех позиций, делая легкое effacé, когда требуется à la second, вместо пятой приблизительную четвертую позицию и т. д. Так танцевать во много раз проще и не было резона, который удерживал бы на более трудном, правильном пути.

Источник: http://dancesecret.ru/ballet-turnout

Выворотность тазобедренного сустава

Для правильной постановки корпуса артиста балета и создания красивой позы большую роль педагоги придают положению таза.
Таз состоит из парных костей — подвздошных, седалищных и лобковых. Они соединены между собой сочленениями, а лобковые кости соединены между собой неподвижным хрящевым соединением, называемым лобковым симфизом. Посредством крестцово-подвздошного сустава таз связан с позвоночным столбом. В связи с большим разнообразием поз и движений и большой подвижности в крестцово-подвздошном суставе у артистов балета могут возникать патологические изменения в’симфизе.

Таз покрыт большим количеством мышц, важнейшими из которых являются большая, средняя и малая ягодичные мышцы. Под большой ягодичной мышцей у седалищного бугра и у большого вертела имеются синовиальные сумки — вертельная и седалищная. Под большой ягодичной мышцей располагаются средняя ягодичная, грушевидная, внутренняя запирательная, близнецовые, квадратная и малая ягодичная мышцы. Все они производят отведение и наружную ротацию бедра. У артистов балета эти мышцы хорошо развиты, так как создают выворотность ноги, необходимую в хореографии.

От положения таза у артистов балета зависят и изгибы позвоночного столба. Сильный наклон таза кпереди ведет к увеличению поясничного лордоза, наклон кзади делает спину плоской, ведет к исчезновению поясничного лордоза. Первое положение вызывает быстрое утомление мышц спины и приводит к возникновению патологических изменений.
Посредством тазобедренного сустава таз связан с нижними конечностями. Тазобедренный сустав имеет большое значение в выполнении различных поз и балетных движений.

Выворотность ног больше зависит от положения готовки бедра в тазобедренном суставе и выворотности в коленных суставах.
Тазобедренный сустав является разновидностью шаровидного сустава, он образован вертлужной впадиной таза и головкой бедренной кости. Головка глубоко входит во впадину и в результате большой площади соприкосновения суставных поверхностей движения в нем несколько ограничены. Сустав окружают мощные связки; внутри сустава имеется также мощная связка, называемая связкой головки бедренной кости. Другая крупная связка — подвздошно-бедрениая — идет от подвздошной кости и прикрепляется по межвертельной линии бедренной кости; она прикрывает сустав спереди. Толщина ее 1 см и она выдерживает груз массой 350 кг. Функция связки — ограничивать угол наклона таза, а также пронацию и супинацию бедра.

Балерины исполняют такое красивое движение как арабеск, когда бедро отводится до 90° и значительно выше. В этом случае большой вертел упирается в верхнюю часть вертлужной впадины и ограничивает дальнейшее поднимание бедра. Для предотвращения этого и развития большей амплитуды движений в хореографии необходима выворотность ног. Во время отведения бедра хорошая выворотность способствует отведению большего вертела от края вертлужной впадины. Выворотность как основное условие успешного исполнения классического танца вырабатывается упорным трудом будущего танцовщика с юных лет.
Тазобедренный сустав у артистов балета отличается многообразием движений. Амплитуда движений в нем значительно больше, чем у людей других профессий.

Источник: http://meduniver.com/Medical/profilaktika/1529.html

Выворотность тазобедренного сустава

У артистов балета и учащихся хореографического училища с разнообразными движениями в тазобедренном суставе встречается заболевание, носящее название «щелкающее бедро».

Причиной «щелкающего бедра» является изменение в мышце, натягивающей широкую фасцию бедра. Обычно эта мышца удерживается над большим вертелом благодаря связи с глубоко лежащими мышцами. При нарушении этой связи мышца начинает скользить на большом вертеле, вызывая характерный щелчок. Ранее причиной «щелкающего бедра» считали якобы происходящие кратковременные подвывихи головки бедренной кости. Но исследования тазобедренного сустава показали, что патологии в суставе нет. Это заболевание наблюдается только у балерин в момент, когда они всеми способами стараются снизить массу тела и похудеть. Это ведет к ослаблению тонуса мышц, в частности, мышцы, натягивающей широкую фасцию бедра.

Лечение «щелкающего бедра» направлено на укрепление мышц бедра: массаж, лечебная гимнастика, электростимуляция мышц. При отсутствии эффекта от консервативного лечения предлагается оперативное лечение, заключающееся в подшивании мышцы, напрягающей широкую фасцию бедра к большому вертелу.

Деформирующий артроз тазобедренного сустава

Это заболевание дегенеративного характера, заключающееся в нарушении нормальной гармонии между хрящом и костью. В результате теряется эластичность хрящевого покрова, снижается выносливость субхондральной кости к физической нагрузке. Длительные нагрузки, превышающие физиологические нормы, приводят к усиленному износу хряща, нарушению его питания и образованию в нем дефектов. Вновь образующееся опорное вещество, будучи незрелым, т. е. не обладающим ни твердостью, ни вязкостью зрелого хряща, быстро изнашивается и погибает. На месте его начинается усиленно разрастаться костная ткань, вызывая явления деформирующего артроза.

Читайте так же:  Боли в суставах рук по утрам

Наблюдаются деформирующие артрозы тазобедренных суставов у акробатов, спортсменов и артистов балета. Механические свойства костной ткани опорных органов с возрастом изменяются. Упругость, эластичность молодой костной ткани с возрастом также резко снижаются. Поэтому деформирующий артроз тазобедренного сустава наблюдается у танцовщиков старше 40 лет, особенно у исполнителей прыжковых партий, у которых чаще всего бывает двусторонний деформирующий артроз тазобедренных суставов.

Клинически в начальной I стадии деформирующего артроза появляются боли в суставе после физической нагрузки. Иногда боли беспокоят как в коленном суставе, так и в поясничной области, поэтому больные нередко обращаются к невропатологу и лечатся от радикулита или от «отложения солей» в коленном суставе. Это отраженные боли при деформирующем артрозе тазобедренного сустава. Рентгенологически в начальной стадии можно обнаружить незначительные изменения в виде склероза субхондрального отдела вертлужной впадины.

При II стадии деформирующего артроза боли локализуются уже в тазобедренном суставе С иррадиацией в поясничную область и коленный сустав. Клинически наступает умеренная атрофия мышц бедра, ограничение отведения бедра в сторону, при движениях отмечается хруст в суставе, боль при пальпации в паховой области в проекции суставной щели. Сгибание и разгибание в суставе не ограничены. Рентгенологически отмечаются костные разрастания по краю вертлужной впадины, иногда деформация головки бедренной кости, могут быть дегенеративные кисты.

При III стадии деформирующего артроза продолжают нарастать боли уже в покое, резко ограничивается не только отведение бедра, но и сгибание и разгибание, бедро приведено, отмечается выраженная хромота из-за относительного укорочения конечности за счет приведения его, выраженная атрофия мышц бедра и ягодичных. При двустороннем деформирующем артрозе хромота выражена слабее, а имеет место раскачивающаяся походка мелкими шагами («утиная походка»).
Рентгенологически отмечается сужение суставной щели, деформация головок бедренной кости, массивные костные разрастания но краям суставных поверхностей.

Лечение при I и II стадиях деформирующего артроза тазобедренного сустава консервативное. Оно заключается в периодической разгрузке сустава путем хождения с опорой на палочку (трость) в руке, противоположной больной ноге; в период отдыха лежа применяется вытяжение манжеткой за голень с грузом 2—3 кг, массаж мышц бедра и ягодичной области, лечебная гимнастика лежа со сгибанием и разгибанием в суставе, отведением бедра в сторону, теплые ванны — морские, хлоридные, натриевые, хвойные, сульфидные или радиоактивные. Благотворное влияние на суставы оказывает плавание в теплой воде с разведенными ногами в положении «лягушки». Показано санаторно-курортное лечение на бальнеологическом и грязевом курортах.
При III стадии показано оперативное лечение, направленное на устранение болевого синдрома и хромоты. Методы оперативного лечения самые разнообразные.

Источник: http://meduniver.com/Medical/profilaktika/1564.html

«Выворотность» как способ расширения топологии пространства движения

http://lib.sportedu.ru/Press/fkvot/2002N4/p47-49.htm

«Выворотность» как способ расширения топологии пространства движения

Врач О.С. Васильев

Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: выворотность , физические качества, гимнастика, хореография, воинские искусства, топология, пространство движения.

Физическое качество гибкость имеет анатомические пределы своего развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе) — один из способов преодоления анатомических ограничений движения человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы). Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов , то выворотность анатомически противоестественна человеческому телу . В нормальном положении движения ноги весьма ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава [2].

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения.

Выворотность ног- это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу [3, с. 21]. Хореографическая выворотность — самая «выворотная » выворотность . Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе.

Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность — не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности , так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается.

В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки.

Для чего же нужна выворотность ? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия . Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения — производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу «модерн».

Если в хореографии выворотность воспитывают целенаправленно, то в художественной гимнастике — в основном на уроках той же хореографии. Художественная гимнастика в силу фундаментальной хореографической базы частично выворотна (гимнастические и акробатические элементы в художественной гимнастике выполняются невыворотно), однако спортивная гимнастика, наоборот, практически невыворотна. Прямые (поперечные) шпагаты в спортивной и художественной гимнастике будут разными. При выполнении прямого шпагата в спортивной гимнастике колени направлены вперед, а концы больших пальцев стоп должны тянуться к полу, в то время как в художественной гимнастике и в хореографии колени направлены вверх.

Поэтому пространства движения в художественной и спортивной гимнастике будут топологически разными.

Заметим, что получить максимальное отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть выворотности , но и за счет увеличения угла наклона таза [7, с. 9]. Но изменение угла наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки, что в случае спортивной гимнастики недопустимо.

Читайте так же:  Ортез на коленный сустав orto

В боевых искусствах, где ряд стоек, передвижений и ударов ногами выворотны, о выворотности вообще ничего не известно, а ее воспитание идет косвенно за счет «широкого спектра действия» упражнений специальной физической подготовки системы боевых искусств. Пробить боковой удар со строго параллельным полу коленом и ступней вряд ли удастся — удар выйдет скованным и невысоким; и не из-за отсутствия растяжки, а из-за «упирания» шейки бедренной кости в край вертлужной впадины. Но стоит только бедру принять выворотное положение, как анатомическая преграда — край вертлужной впадины — обходится. В этом положении мастера единоборств и выполняют высокие боковые удары, не подозревая, что последние достигаются не за счет гибкости, а за счет выворотности . В боевых искусствах «смесь» гибкости и выворотности называют «растяжкой». Поэтому в них так популярны упражнения с переходами из прямого шпагата в продольный, да еще с «провисом».

Несмотря на то что термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке включают упражнения на развитие выворотности : «лягушки», «бабочки» и т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и боевые искусства .

Возможно, и в других видах физической активности можно было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры знали о нем чуть больше. Хочется вспомнить реплику комментатора на одном из футбольных матчей: «вратарю не хватило выворотности . «.

«Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды [3, с. 22].

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности . Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов).

Какова же эволюционная биомеханика выворотности ? В поисках расширения пространства движения человек на примере выворотности преодолевает видовые ограничения на движения . Является ли выворотность эволюционным шагом вперед? Обладали ли этим качеством земноводные, рептилии, птицы? Можно ли сказать, что выворотность — это воспоминание об эволюционно утерянных степенях свободы?

Подвздошная (ilium), седалищная (ischium) и лобковая (pubis) кости и вертлужная впадина (acetabulum) появляются уже у земноводных. У примитивных тетрапод (земноводные, пресмыкающиеся) бедренная кость, направленная вбок от тела, двигалась вперед и назад, по существу, в горизонтальной плоскости, движение в колене осуществлялось в вертикальной плоскости, параллельной оси тела [6, c. 247]. Если гипотетически «распрямить» скелет примитивного тетрапода, то «колено» не будет смотреть наружу и никакого выворотного положения не получится, тем более что необходимая для выворотности ротация в коленном и голеностопном суставах анатомически для примитивных тетрапод невозможна (необходима круговая ротация в будущей предплюсне). Движения вращения стопы (пронация и супинация), свойственные человеку, у четвероногих млекопитающих также отсутствуют [1, с. 96].

Ограничивающий свободу движения большой вертел (trochanter major) бедренной кости появляется только у млекопитающих. Но в силу недоразвитости (по сравнению с человеком) шейки бедренной кости у млекопитающих [4, с. 7-16] последние к «человеческой» выворотности все равно анатомически не способны.

Млекопитающих разделяют на стопоходящих — опирающихся при хождении на всю стопу (медведи), полустопоходящих, у которых с землей соприкасается только передняя часть стопы (многие грызуны и хищники), и пальцеходящих, опирающихся только на концы пальцев (копытные) [5, с. 299]. Не углубляясь в аналогию, заметим, что в искусствах движения также приняты фактически три вида опоры: на всю стопу, на полупальцы, на пальцы (пуанты).

В силу большой степени свободы в плечевом и тазовом поясе человека возникают гипотезы о гомодинамичности этих поясов и, следовательно, о переносе средств и методов развития физических качеств указанных поясов конечностей. На самом деле это не так. Теории о том, что «каждому элементу тазового пояса соответствует элемент плечевого, совершенно безосновательны» [6, с. 238]. Поэтому постановка вопроса о выворотности в плечевом поясе также безосновательна.

В биологическом плане выворотность — лишь использование запаса свободы движения в тазобедренном суставе.

Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаружите: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью , как известно, не обладала.

Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности .

Упражнение 1 (активное). И.п. — сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

Упражнение 2. «Лягушка» (пассивное). И.п. — сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.

Упражнение 3. «Лягушка на животе» (активное и пассивное, если с партнером). И.п. — лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное — если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.

Литература

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд. 6-е. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Лань, 2001. — 192 с.

3. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. — М.: ГИТИС, 1994. — 160 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://blesk-straz.ru/vivoritnost

Выворотность тазобедренного сустава
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here